Житель Эжвы: «Из-за капитального ремонта сейчас лихорадит всю Россию»

1 сентября во Дворце культуры бумажников заместитель министра архитектуры и строительства Коми Марина Рудавина и руководитель регионального оператора Анна Воробьева ответили на вопросы граждан, касающиеся капитального ремонта многоквартирных домов. В начале встречи заместитель министра архитектуры и строительства Коми Марина Рудавина провела краткий ликбез о региональном фонде капремонта, созданном правительством республики и функционирующем за счет бюджета Коми. Как подчеркнула Марина Рудавина, все взносы, собираемые фондом, направляются только на капремонт и ни на какие иные цели.

DSC05444

– Региональный оператор – это организация, которая может проверяться органами надзора, прокуратурой, жилищной инспекцией в любое время. Она работает только в рамках документов, разработанных правительством республики. Ничего другого самостоятельно фонд осуществлять не может, – заверила она.

Марина Рудавина обратила внимание на ряд поправок в Жилищный кодекс от 29 июня этого года, согласно которым увеличивается контролирующая роль в проведении капремонта собственников помещений. Она призвала последних быть более активными и инициативными, участвовать в приемочных комиссиях, запрашивать информацию о капремонте у регионального оператора, которую он обязан предоставлять.

– Сегодня система организована таким образом, что, если собственники желают получить информацию, они ее получат именно в том объеме, который запросят, – отметила Рудавина, призвав граждан контролировать свои деньги, заплаченные за капремонт.

Руководитель регионального фонда капремонта Анна Воробьева рассказала о его структуре. На сегодня штат организации – 31 человек, фонд состоит из трех управлений. Первое управление – учета и формирования фондов капремонта – занимается начислением и работой с собственниками. Управление технического заказчика – формирует ведомости и техзадания на конкурс и заключает контракты с подрядчиками капитального ремонта. Финансовое управление – работает с платежами.

– Постоянно говорят, что до нас невозможно дозвониться. Дело в том, что у нас было проведено начисление по всей республике, это вызвало большой шквал звонков, и какое-то время действительно было тяжело дозвониться. Мы увеличили число телефонных линий бесплатного номера 8-800-200-56-96 и продлили время работы до восьми вечера. Сейчас уже такого шквала звонков нет, сможете дозвониться, – заверила Анна Воробьева.

Как она пояснила, поскольку некоторые квитанции в начале июля были выставлены сразу за девять прошедших месяцев, это привело к начислению серьезных сумм. Тем, кому не по карману подобная единовременная выплата, Анна Воробьева предложила обратиться в фонд с заявлением о реструктуризации долга до конца года. По ее словам, следующие квитанции за капремонт придут в конце сентября, далее они будут выставляться в первом месяце каждого квартала. Анна Воробьева также отметила, что любой собственник может осуществлять контроль за своими взносами на капремонт. Согласно постановлению правительства республики, по запросу регоператор обязан в течение пяти дней представить справку по каждому дому: сколько средств собрано, начислено, размер задолженности, расходовались ли деньги и если да, то на каких основаниях.

Встреча продолжилась уже в формате диалога. Первым слово взял Александр Калинин. 

DSC05445

– Как будет пересматриваться программа капремонта? Какая работа будет проводиться, чтобы люди не платили комиссию банкам? – поинтересовался он.

– Формирование региональной программы осуществляется на основании данных муниципалитетов. Минарх, получив информацию от них, утверждает региональную программу, поэтому этот вопрос вы задали сами себе, – заявила Рудавина.

По ее словам, актуальные данные о многоквартирных домах органы местного самоуправления изначально должны были представить до 1 июля, однако из-за внесения поправок в Жилищный кодекс сроки сдвинулись. Согласно поправкам, в региональную программу были включены дома, полностью принадлежащие муниципалитету, чтобы ее дополнить, необходимо время.

– Если вы выявили какие-то недочеты, их надо исправлять и отсылать актуальные данные. Мы готовимся в ближайшее время создавать ГИС-систему ЖКХ, и я надеюсь, что когда мы создадим электронную базу многоквартирных домов, вот таких «косяков» у нас просто быть не должно. Чтобы не получалось потом, что жители нам пишут письма, что у них дом 2012 года, а мы написали 2002 и так далее. Такие обращения есть, и мы сейчас этим занимаемся, актуализируем данные, – сообщила Рудавина.

По поводу банковской комиссии замминистра ответила, что Минарх Коми неоднократно предлагал при заключении соглашений с банками снизить комиссию до минимума или вообще исключить. В рамках работы по снижению комиссии было принято решение выставлять платежи ежеквартально. По ее словам, если банки вынуждают платить взносы за капремонт ежемесячно – это незаконно, об этом следует сообщать в Минарх, администрации муниципалитета или региональному оператору.

Жительница Эжвы Капитолина Острикова пожаловалась, что до регоператора невозможно дозвониться, а приехать в офис фонда сможет не каждый.

DSC05450

Марина Рудавина признала, что представительство регоператора пока существует только в Сыктывкаре, но, по ее словам, сегодня на стадии заключения находятся соглашения с многофункциональными центрами, которые будут консультировать людей по вопросам капремонта в районах, где они имеются. В местах, где МФЦ отсутствуют, принимать граждан, возможно, будут в местных офисах энергосбытовой компании.

– Решается вопрос о том, чтобы в каждом районе был кто-то способный принять «платежки» и разъяснить гражданам порядок начисления платы, – заявила Рудавина.

Эжвинец Максим Серов рассказал собравшимся, что по результатам своего соцопроса он пришел к выводу, что большинство людей не обладают практически никакой информацией о региональном операторе и поэтому не доверяют ему. По его словам, большинство респондентов заявили, что не платят за капремонт и не желают это делать. Молодой человек поинтересовался, что ждет неплательщиков.

– Мы уже более двух лет ведем разъяснительную работу. Вся информация есть на сайте министерства архитектуры, проходят бесплатные консультации, как минимум два раза каждую неделю представители Минарха выезжают в районы. Мы не проводим разъяснительную работу? Я даже не знаю, как ее можно проводить еще больше. Те, кто хотят что-то знать — они знают и читают. К сожалению, не все хотят это делать, потому что все, что касается взимания какой-то платы, вызывает некое негативное желание, – ответила замминистра.

По поводу неплательщиков Марина Рудавина заявила, что все меры воздействия на них будут такими же, как и при неоплате услуг ЖКХ. По ее словам, получатели субсидий и льгот на коммуналку могут лишиться их из-за неуплаты взносов за капремонт. Кроме того, с неплательщиками будут бороться с помощью пени и обращений в судебные органы.

– Как будет проводиться капитальный ремонт, если обычного не дождешься? – поинтересовалась одна из гостей встречи.

– Сроки проведения капитального ремонта у нас заложены в региональной программе в краткосрочном плане реализации. Эти планы выполняются. Вся информация по домам, которые ремонтируются по программе, размещается на сайте регоператора. По закону он обязан давать информацию о проводимых конкурсах и работах ежеквартально, – рассказала Марина Рудавина.

– Кто будет проверять качество? – спросила женщина.

– Для этого у регоператора есть стройнадзор, но вы тоже имеете право войти в комиссию. Регоператор сегодня приглашает собственников для участия в приемке качества работы, а также в конкурсе по выбору подрядчиков, – ответила Рудавина.

Пенсионер Павел Гусейнов обратил внимание на крайне малое количество людей в зале из-за того, что встреча в эжвинском ДКБ не была как следует анонсирована. По его словам, чиновники просто не желают слышать много вопросов от населения.

DSC05455

– Почему жилой дом, введенный в эксплуатацию два-три года назад, и дома 60-х годов платят одинаково? Вы сами разворошили пчелиный улей, конечно, народ вам не доверяет, сегодня банк в Санкт-Петербурге, завтра в Никосии на Кипре, поэтому и не хочет платить. Я, например, до сих пор еще квитанцию не получил. Кто виноват в том, что постановление правительства вошло в силу с октября, а вы до сих пор не разослали все квитанции? Так что же теперь, пока вы вспомните, что в Эжве есть такой дом, я буду вынужден платить за полтора года половину своей пенсии? Почему я должен платить за чье-то головотяпство? – заявил Павел Гусейнов.

– Если вашего дома нет в региональной программе, то вы не должны платить взносы за капремонт. Никто вам задним числом выставлять эти суммы не будет. Если при актуализации программы ваш дом введут в реестр, с этого периода вам будут начислять взносы. Сегодня те дома, которые введены и у них есть гарантийные сроки, освобождены от оплаты взносов за капитальный ремонт, – заверила Рудавина.

Женщина, проживающая по улице Слободской, заявила, что за 47 лет еще ни разу не видела капитального ремонта своего дома. Она поинтересовалась, кто будет определять, какой капремонт нужен дому и что будут ремонтировать.

– Виды работ определены Жилищным кодексом – это ремонт кровли, фасада, фундамента, подвальных помещений, внутридомовых систем водо-, тепло-, газо- и электроснабжения и водоотведения, а также замена и ремонт лифтов. Должна составляться дефектная ведомость по вашему дому, и те ремонты, которые требуются в первую очередь, будут включаться в программу. Эта программа опубликована на сайтах министерства, регоператора и муниципалитета, – ответила Рудавина.

Присутствовавшие в зале пенсионеры возмутились, отметив, что они не «дружат» с интернетом. Марина Рудавина отметила, что в газетах данная программа не может быть опубликована, так как ее объем составляет порядка шести тысяч листов.

– Перед капремонтом у вас будет проведено собрание, вам сообщат, какие виды работ будут проводиться в ближайшее время. Подрядная организация выбирается региональным оператором, так как в республике собственники в основном не проявили инициативу. По факту у нас практически все дома попали к регоператору, так как собственники самостоятельно не выбрали способ формирования фонда капремонта для своего дома. Жилищным кодексом строго определены сроки и порядок проведения капитального ремонта, – рассказала Рудавина.

– Кто определял этот порядок, какие дома подлежат ремонту в первую очередь и по каким причинам? – не успокаивалась пенсионерка.

По словам Марины Рудавиной, очередность капитального ремонта домов на своих территориях выстраивали органы местного самоуправления. Если собственники не согласны со сроками проведения капремонта, то они могут обратиться в администрацию муниципалитета, где будет создана комиссия, которая определит его необходимость. На основании заключения комиссии срок проведения капремонта может быть пересмотрен. Также, если собственники выбрали отдельный спецсчет, они могут принять решение о проведении капремонта в любое время.

Марина Рудавина отметила неплохую собираемость взносов за капремонт, в первый месяц с начала прихода квитанций в Сыктывкаре она была на уровне 36 %, сейчас достигает 56 %. На сборы серьезно повлияли большие масштабы столицы Коми и то, что счета за капремонт в ней стали выставлять совсем недавно. По словам Рудавиной, в некоторых районах, где квитанции появились ранее, собираемость доходит до 60-70 процентов, поэтому в целом говорить, что население республики не платит взносы за капитальный ремонт – не верно.

 

По материалам БНК