Об итогах реализации национального пректа Образование в 2007-2008 г.г. и задачах на 2008-2009г.г.

Современная Россия стремительно развивается, и
в этих условиях очевидной становится
необходимость модернизации системы образования,
создания новой образовательной модели. В основу
современной модели образования должны быть
положены такие принципы проектной деятельности,
реализованные в приоритетном национальном
проекте «Образование », как открытость
образования к внешним запросам, применение
проектных методов, логика «деньги в обмен на
обязательства», конкурсное выявление и
поддержка лидеров, успешно реализующих новые
подходы на практике, адресность инструментов
ресурсной поддержки и комплексный характер
принимаемых решений. В свете новых приоритетов
цель, стоящая перед управлением образования
Эжвинского района, – обеспечение доступности
качественного образования.

Для достижения этой цели необходимо решить
следующие задачи:

– формирование системы управления качеством
образования;

– реализация мероприятий приоритетного
национального проекта «Образование »;

– обеспечение общедоступности дошкольного
образования;

– развитие системы дополнительного
образования.

Важным фактором модернизации российского
образования является приоритетный национальный
проект «Образование ». В связи с ним произошли
позитивные изменения в жизни района. В рамках
национального проекта мы принимаем участие в
реализации следующих направлений:

– стимулирование общеобразовательных
учреждений, активно внедряющих инновационные
образовательные программы;

– поощрение лучших учителей;

– выплата дополнительного вознаграждения за
классное руководство;

– развитие технических основ
информационно-образовательных технологий;

– оснащение школ учебно-наглядными пособиями и
оборудованием;

– поощрение талантливой молодежи.

Важное направление проекта – поддержка школ,
реализующих инновационные программы.
Практически все школы Эжвинского района
работают в инновационном режиме и заслуженно
победителями в 2008 году признаны 4
образовательных учреждения: МОУ « СОШ № 22»
(директор Павловская Надежда Анатольевна), МОУ «
СОШ № 27» (директор Нуйкина Марина Александровна),
МОУ « СОШ № 30» (Русанова Татьяна Платоновна), МОУ
« СОШ № 31» (Шкрабалюк Татьяна Пантелеймоновна),
три из них повторно – МОУ СОШ №№ 22, 30, 31. Сегодня мы
поздравляем их с этой победой, утверждая, что это
неслучайно. Именно в этих учреждениях наиболее
активно реализуются программы республиканских и
муниципальных экспериментальных площадок,
эффективно действуют органы
государственно-общественного управления.

60% Эжвинских школ за 3 года стали победителями в
конкурсе общеобразовательных учреждений,
внедряющих инновационные образовательные
программы. Средства государственной поддержки
инновационных школ направляются на приобретение
лабораторного оборудования, программного и
методического обеспечения, модернизацию
материально-технической и учебной базы,
повышение квалификации и переподготовку
работников общеобразовательных учреждений. Мы
гордимся вами и желаем успехов!

В конкурсе на поощрение лучших учителей
приняли участие из Эжвинского района в 2008 году 31
педагог, 12 из них получили высокую оценку
общественных экспертов. Это:

1. Агапова Надежда Вячеславовна, учитель
начальных классов СОШ № 27

2. Баранова Марина Павлиновна, учитель
начальных классов СОШ № 27

3. Барган Альбина Анатольевна, учитель
начальных классов СОШ № 27

4. Беляева Татьяна Ивановна, учитель начальных
классов СОШ № 30

5. Дмитровская Ирина Валерьевна, учитель
начальных классов СОШ № 28

6. Комиссарова Ольга Владимировна, учитель
физики Гимназии

7. Логинова Наталья Яновна, учитель начальных
классов СОШ № 28

8. Морошкина Людмила Витальевна, учитель
географии и экономики СОШ № 28

9. Размыслова Людмила Ивановна, учитель
английского языка Гимназии

10.?? Рябова Ольга Николаевна, учитель
английского языка Гимназии

11.?? Туголукова Светлана Петровна, учитель
физики Гимназии

12.?? Тырина Нина Эвировна, учитель истории и
обществознания Гимназии.

В этом списке учителя разных дисциплин,
особенно радует, что 50% – это учителя начальных
классов, значит, фундамент знаний закладывается
прочный.

Система показателей конкурса лучших учителей
традиционно включала в себя не только
количественное описание результатов
деятельности в динамике, но и изменение
мотивации учащихся к изучаемому предмету и
внеурочной деятельности, степень понимания
педагогом своей роли по выполнению функций
учителя и воспитателя, активному внедрению новых
педагогических технологий, повышению своей
педагогической квалификации.

Мы смело можем утверждать, что все эти учителя
делятся своим опытом с коллегами, являются
наставниками молодых педагогов. Например,
лауреатом признана работа Логиновой Натальи
Яновны на конкурсе исследовательских работ в
Обнинске. А Комиссарова Ольга Владимировна
приняла участие во Всероссийском фестивале
педагогических идей «Открытый урок – 2008»,
проводимом издательским домом «Первое
сентября», ее методические разработки размещены
на сайте фестиваля.

Авторские наработки Туголуковой С.П.
публикуются в профессиональных журналах и
газетах «Физика ».

Все они принимали активное участие в рамках
методической декады в муниципальной ярмарке
педагогических идей, проводимой в прошлом
учебном году впервые. Гостями ярмарки стали 120
педагогических работников образовательных
учреждений Эжвинского района.

В рамках республиканской выставки « Школа- 2008»
они тоже приняли активное участие, там
отличились Размыслова Людмила Ивановна, Тырина
Нина Эвировна, Рябова Ольга Николаевна. Ведь
Эжвинский район лидировал не только по
количеству предоставляемых материалов, но и по
качеству содержания работ. 28 работ из 57
представленных отмечены дипломами I, II степени. В
этом есть заслуга и педагогов, ставших
победителями в конкурсе лучших учителей. Мы
приклоняемся перед вами и говорим: « Так держать,
эжвинцы!». Ради таких минут славы стоит жить и
работать.

Не только образовательный, но и воспитательный
процесс приобретает особое значение в рамках
приоритетного национального проекта
«Образование».

Особое внимание заслуженно уделяется
классному руководителю.

Национальный проект «Образование » нормативно
закрепил статус классного руководителя в
системе образования России. Данный вид
деятельности включен в структуру заработной
платы учителя. И хочется напомнить, что основной
задачей реализации данного направления является
не столько государственная поддержка классных
руководителей, сколько активизация и повышение
эффективности? воспитательной работы в школе.

В школах Эжвинского района функции классного
руководителя выполняют 250 учителей. Среди них
много творческих, заинтересованных? людей,
которые внедряют и в эту область деятельности
новые технологии, ? совершенствуют содержание
воспитательного процесса, используют
нестандартные формы работы с классным
коллективом, делятся своим опытом с коллегами:
Дергачева Виктория Васильевна (школа №22),
Баранова Марина Павлиновна (школа №27), Дураченко
Наталья Алексеевна (школа №28), Сокерина
Валентина Вениаминовна (гимназия), Потолицына
Татьяна Владимировна (школа №30), Ермакова Елена
Владимировна (школа № 31), Вахнина Светлана
Геннадьевна (начальная школа), Потапова Лидия
Николаевна (лицей), Лапина Вера Михайловна
(вечерняя школа).

Сегодня в Эжвинских образовательных
учреждениях созданы и активно работают 11
методических объединений классных
руководителей, а в школе № 22 таких объединений
два, что необходимо и обосновано возрастными и
психологическими особенностями школьников.

Во всех общеобразовательных учреждениях, за
исключением школы № 34,? используется программный
подход в организации воспитательной работы в
школе, что позволяет сделать весь процесс
воспитания более эффективным и управляемым.

Это находит отражение и в программах
воспитательной работы классов. 83 классных
руководителя уже составили программы,
рассчитанные на длительный период (I ступень, II
ступень, III ступень образования). А 167 учителей все
еще работают по старому – на основе планов по
воспитательной работе. Анализ этих планов
показывает, что большинство учителей,
выполняющих функции классного руководителя,
затрудняются в перспективном планировании, не
умеют ставить цели и задачи, не видят конечных
результатов своей работы, не могут оценить и
проанализировать деятельность или попросту
формально относятся к планированию,
ограничиваясь? перечнем мероприятий.??

Пример тому – каникулы.? В период каникул у
классных руководителей всех школ запланированы
мероприятия. Однако на деле выясняется, что и
половины из запланированного не проводится. Все
ограничивается проведением итогового классного
часа с раздачей дневников.? А в гимназии и лицее
есть творческие каникулы с проведением
образовательных мероприятий (экскурсий,
посещением театров, исторических мест).

Нельзя сегодня формально подходить к
воспитанию школьников, нельзя быть
незаинтересованным в ? своей работе, нельзя
надеяться на то, что класс сам собой станет
классным коллективом. У нас в районе есть у кого
учиться, есть с кого брать пример. А стимул, я
считаю, есть и 261 классный руководитель получает
доплату около 2 000 рублей, она невелика, однако,
именно это направление проекта получило
максимальное одобрение педагогической
общественности, поскольку является
свидетельством признания нелегкой работы
классного руководителя и охватывает
значительное число классных руководителей школ
района.

В части информатизации образования в районе за
последние годы произошли позитивные изменения.
Все школы подключены к широкополосному
Интернету. Подключение к сети Интернет позволило
создать web-сайты. На сегодняшний день 7 школ
района имеют web-сайты, в 11 ОУ есть электронные
адреса.

Увеличение количества используемой в
образовательном процессе компьютерной техники
требует от работников образования повышения
уровня своей квалификации. В течение 4 последних
лет более 400 педагогических работников района
повысили свою квалификацию в области
информационных технологий. Практически все
педагоги (85%) прошли первичное обучение работе на
компьютере. В настоящее время проводится
дифференцированное обучение учителей как в
КРИРО и ПК, так и непосредственно в ОУ. Так,
например, СОШ № 30 организовала курсы по
использованию интерактивной доски с
приглашением преподавателей СГУ, где
практически был обучен весь коллектив.

Педагоги ОУ освоили офисные программы,
используют готовые и создают свои программные
продукты, работают над созданием базы данных по
предмету, в электронном виде оформляют
контрольные и тестовые работы, рефераты и
сочинения учащихся по различным образовательным
областям.

В нашем районе становится нормой урок, во время
которого учитель использует специальные
компьютерные устройства (интерактивную доску),
проводит видеоэкскурсии, показывает отобранные
видеоматериалы, различные трехмерные модели,
демонстрирует компьютерные эксперименты в самых
разных предметных областях, организует
компьютерное тестирование и многое другое.
Обобщен опыт работы педагогов на уровне района
по использованию компьютерных технологий:
Гимназия – Комиссарова О.В., Туголукова С.П.; СОШ №
34 – Островский Л.А., Лопухинская О.Г.; СОШ № 31 –
Рейзер Е.Э.; Лицей – Крюкова Н.К.; на уровне
республики СОШ № 27 – Сумарокова Л.З., Полутова Д.В.;
Гимназия – Мишарина Т.В., Соловьева А.Х.

В феврале 2008 года в 10 общеобразовательных
учреждениях Эжвинского района поставлены
Стандартные (базовые) пакеты программного
обеспечения. Они содержат наиболее
востребованные с функциональной точки зрения
категории лицензионного программного
обеспечения для использования во всех ОУ и
соответствует требованиям федерального
компонента Госстандарта.

В рамках этого пакета объединены все сферы
деятельности ОУ.

Ресурсы сети Интернет широко используются
учителями при подготовке к урокам и на уроках для
поиска информации, погружения в языковую среду,
создания мультимедийных презентаций,
тестирования, подготовки к единому
государственному экзамену, отработки
общеучебных навыков. Но наряду с позитивными
сторонами можно выделить и ряд проблем.

Несмотря на довольно высокий потенциал новых
цифровых образовательных ресурсов, использовать
их в школе практически невозможно. Первая
причина – технические трудности: школьные
компьютеры не могут обеспечить полноценное
функционирование новых программ. Вторая –
учителя не готовы работать с электронными
курсами.

Большое внимание в национальном проекте
уделяется и поддержке одаренной талантливой
молодежи. И в этом году впервые победителем на
федеральном уровне стала ученица Гимназии
Веселова Елизавета.

В рамках оснащения школ учебно-наглядными
пособиями в район поступила интерактивная доска
в СОШ № 34. Это конечно очень мало,? я прошу
обратить внимание на эту проблему
представителей Министерства образования РК.

Школы, выигравшие 1 млн. рублей, приобрели новые
приборы, таблицы, оргтехнику, в СОШ № 30
оборудован медиа-класс. В каждой школе
Эжвинского района имеется не одна
мультимедийная установка. Все школы на 80%
обеспечены школьной мебелью. Практически решена
проблема с технологическим оборудованием,
мебелью в школьных столовых.

В Эжвинском районе расширены рамки проведения
национального проекта «Образование » за это я
говорю: « Спасибо» руководителю администрации
Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Сосновского
Николая Александровича.

В муниципальных конкурсных отборах наряду с
общеобразовательными учреждениями и учителями,
приняли участие дошкольные образовательные
учреждения, внедряющие инновационные
образовательные программы, воспитатели
дошкольных образовательных учреждений, педагоги
дополнительного образования. Также был объявлен
конкурс на присуждение премий из муниципального
бюджета для поддержки талантливой молодежи. Для
получения денежного вознаграждения всего в
конкурсном отборе приняли участие 50
претендентов, из них 1 общеобразовательное
учреждение (начальная школа № 37), 2 дошкольных
образовательных учреждения (МДОУ №№ 68, 103), 13
учителей общеобразовательных учреждений, 8
воспитателей детских садов, 13 педагогов
дополнительного образования, 16 обучающихся школ
Эжвинского района.

По итогам муниципального конкурсного отбора
победителями признаны:

– среди общеобразовательных учреждений:
начальная школа № 37;

– среди дошкольных образовательных учреждений:
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 103»,
МДОУ «Детский сад № 68 общеразвивающего вида»;

Среди учителей:

1. Братцева Надежда Францевна, учитель физики
СОШ № 27

2. Смирнова Валентина Евгеньевна, учитель
технологии Гимназии

3. Кормановская Мария Антоновна, учитель
математики Гимназии

4. Полонская Наталья Александровна, учитель
биологии Лицея

5. Шеметова Надежда Владимировна, учитель
немецкого языка СОШ? № 22

6. Шарафутдинова Галина Михайловна, учитель
начальных классов НОШ № 37

7. Осеннова Татьяна Николаевна, учитель
русского языка и литературы Лицея

8. Князева Ирина Федоровна, учитель начальных
классов НОШ № 37

9. Торлопова Елена Александровна, учитель
начальных классов СОШ?? № 27

10.?? Южакова Марина Степановна, учитель
начальных классов СОШ № 30

11.?? Дураченко Наталья Алексеевна, учитель
истории и обществознания СОШ № 28

Среди воспитателей:

1. Хлопова Анна Владимировна, МДОУ № 105

2. Куликова Елена Анатольевна, МДОУ № 45

3. Блинова Ирина Анатольевна, МДОУ № 103

4. Варакина Ирина Альбертовна, МДОУ № 103

5. Дементьева Ольга Владимировна, МДОУ № 35

6. Кияшко Елена Станиславовна, МДОУ № 98

7. Попова Лидия Григорьевна, МДОУ № 74

Среди педагогов дополнительного образования:

1. Канева Татьяна Николаевна, ЦДТ

?2. ?? Агаджанян Анна Викторовна, СОШ № 28.

Многие фамилии из этого списка вам хорошо
знакомы, например, Южакова Марина Степановна,
Агаджанян Анна Викторовна, Варакина Ирина
Анатольевна, Шарафутдинова Галина Михайловна
были участниками муниципального конкурса
«Учитель года».

Ученики Кормановской Марии Антоновны были
лучшими при сдаче ЕГЭ по математике. Из __________ чел.
__________ сдали экзамен на «4» и «5». Воспитанники
Каневой Татьяны Николаевны неоднократно
становились победителями республиканских и
российских конкурсов. Случайные люди
победителями не становятся. Это заслуженная
победа, хотелось бы, чтобы их премии были сродни
федеральному этапу, в этом вопросе у нас есть
надежда на руководителя администрации района.

В муниципальном конкурсном отборе на
присуждение премий талантливой молодежи
принимали участие школьники в возрасте 14-18 лет.
Победителями в номинациях стали:

«Интеллектуальная одаренность » – Баранова
Юлия, Гимназия;

«Спортивная одаренность » – Рентник Арнольд,
СОШ № 31, Тарабукин Евгений, СОШ № 27;

«Творческая одаренность » – Копысова Галина,
Гимназия;

«Социальная одаренность » – Потапова Татьяна,
Гимназия.

Управлением образования продолжается
осуществление контроля за реализацией программ
развития образовательных учреждений, которые
стали победителями в конкурсе
общеобразовательных учреждений, активно
внедряющих инновационные образовательные
программы в 2008 году. С этой целью заслушиваются
публичные отчеты директоров школ, их доклады
размещаются на сайте администрации.

В этом году активность участия в районе
повысилась, педагоги переступили барьер
закрытости, значит национальный проект твердо
вошел в жизнь образовательных учреждений района.

В 2008 году управление образования завершает
реализацию целевой муниципальной программы
«Реализация приоритетного национального
проекта «Образование » на муниципальном уровне
(2007-2008 г.г.)». Программа имеет муниципальный
статус. Стоимость основных мероприятий целевой
муниципальной программы «Реализация
приоритетного национального проекта
«Образование » составила 806 тыс. рублей. Хотелось
бы обратиться сегодня к руководителю
администрации Эжвинского района и заместителю
главы администрации МО ГО « Сыктывкар» с
просьбой сохранить в смете доходов и расходов
строку на реализацию муниципального этапа
национального проекта «Образование » поскольку
реализация национального проекта «Образование »
в Эжвинском районе позволила начать новый этап в
системе образования района, а именно:

– Сформировать новое представление о качестве
образования на основе его открытой, прозрачной,
критериальной внешней оценке;

– Активизировать конкурсную деятельность ОУ,
учителей и учащихся района.

Приоритетный национальный проект «
Образование» стал своего рода опорой для
грядущих изменений в системе образования, он
заложил основы системных, последовательных и
востребованных изменений в отрасли, позволил
сформировать каркас современной модели
образования Эжвинского района.

Одним из ключевых изменений в системе
образования стало включение общественности в
управление и контроль качества образования, как
на уровне учреждений, так и на муниципальном
уровне. В Эжвинском районе в ряде
образовательных учреждений уже функционируют
органы общественного управления. Они обретают
все большую популярность. Сегодня в районе
согласно зарегистрированным Уставам созданы и
действуют 9 органов
государственно-общественного управления – это
школа 31, Гимназия – попечительские Советы, в
остальных учреждениях – родительские комитеты.

Они выполняют роль регулирующую внебюджетные
источники поступления средств или перспективы
развития материально-технической базы.

Но далеко не играют роль независимых экспертов,
изучающих удовлетворенность населения
качеством образования. В перспективе оно будет
измеряться независимыми экспертами –
представителями попечительских Советов. Это
пока непривычно учительскому сообществу, но к
этому надо привыкать, будут проводиться опросы
населения, прямые линии, действующие сайты, с
помощью которых будет открыта населению работа
ОУ. На сегодня сайты пока действуют формально.
Мало хорошо работать, надо уметь рассказать
людям так, чтобы они сами решили, хорошо ли мы
работаем. И помочь нам в этом призваны органы
общественно-государственного управления.

В рамках приоритетного национального проекта
«Образование» с 2007 года начата поддержка
региональных комплексных проектов модернизации
образования. Заработал принцип
нормативно-подушевого финансирования системы
образования, суть которого – переход от
финансирования затрат образовательных
учреждений к финансированию результатов их
деятельности, стандартной образовательной
услуги, гарантированной Конституцией Российской
Федерации для каждого обучающегося.

В Эжвинском районе на этот принцип перешли все
общеобразовательные учреждения, но ожидаемого
положительного результата это не дало, так как
норматив на одного обучающегося очень низок,
проиграли школы с меньшим количеством учащихся.
Не были учтены при переходе и УПК, и мы всем миром
в ущерб остальным содержим это учебное
заведение. Как ровным счетом ничего не дала и
новая система оплаты труда. Реальное повышение
произошло на 5,6% вместо предполагаемых 15.
Стимулирующий фонд 10% очень мал, ведь в проекте
новой системы оплаты труда РФ он был обозначен в
50%. Безусловно, каждый регион исходя из своих
возможностей, решает эти проблемы. Но хотелось
бы, чтобы в нашей богатой природными ресурсами
республики правительство повернулось лицом к
образованию, и нашло средства для достойной
заработной платы учителя, воспитателя. На
сегодняшний день эта профессия, считающаяся
почтенной на Руси, теряет свою притягательность.
Выпускники ВУЗов не идут работать в школу, в
детский сад. Сегодня в промышленный район города
прибыло 3 молодых специалиста, а вакансий _________.

Не менее важными представляются изменения,
связанные с системой дошкольного образования.
Отечественная практика и многочисленные
исследования в разных странах мира показывают,
что вклады в раннее детское развитие и
дошкольное образование являются наиболее
результативными с точки зрения долгосрочных
социальных и образовательных эффектов.

Муниципальная система дошкольного образования
района стабильно функционирует и имеет
тенденцию к развитию.

Комплексное развитие дошкольного образования
в районе осуществляется по двум основным
направлениям:

– обеспечение доступности и качества
дошкольного образования;

– за 2007-2008 учебный год произошла положительная
динамика в изменении видов ДОУ: увеличилось
число Центров развития ребенка – 4, было 3 (ДОУ № 89
перепрофилирован в «Центр » – I категории);
увеличилось до 8 количество ДОУ общеразвивающего
вида (МДОУ № 74 перепрофилирован в вид –
общеразвивающего с осуществлением
приоритетного? направления по физическому
развитию детей).

Увеличилось количество профильных групп,
различной направленности на базе 12 МДОУ: в
прошлом году – 38; в 2007-2008 уч. году – 47.

Для решения проблемы общедоступности
дошкольного образования планируется
перепрофилирование коррекционной школы № 39 в
дошкольное учреждение на 200 мест.

За последние 2 года на базе функционирующих
дошкольных образовательных учреждений открыто
дополнительно 6 групп для детей раннего возраста
на 120 мест (12 групп для детей за 4 года).

Только за 2007-2008 учебный год резко возросло
количество воспитанников в ДОУ до 3645, в прошлом
году – 3200, а это почти два детских сада. Однако
«внутренние» резервы все исчерпаны, свободных
помещений не осталось. Переуплотненность групп,
в среднем, составляет 34%. Очередь на устройство
ребенка в детский сад в районе составляет 557
детей.

Однако следует отметить, что охват детей
дошкольным образованием в районе с 2 лет до 7 лет
составляет 94,6%, а, следовательно, не так остро
стоит проблема «предшкольного » образования
детей старшего дошкольного возраста, которая
сегодня на особом внимании у государства.

В дальнейшем необходимо решить проблему
обучения на дому детей – инвалидов дошкольного
возраста, и детей из неблагополучных семей, семей
риска, дети которых посещают детский сад крайне
редко, а это потребует дополнительного
финансирования. Важнейшим инструментом
повышения качества образования, в том числе
дошкольного, является его оценка.

Первый шаг оценки качества дошкольного
образования сделан, утверждены стандарты
качества предоставления муниципальных услуг в
сфере дошкольного образования с 2008 года
постановлением Главы администрации МО ГО
«Сыктывкар» от 30.06.08 года № 6/2487.

По утвержденной системе индикаторов качества
услуг оценивается качество дошкольного
образования: ТАБЛИЦА № 1. Система индикаторов.

В новом учебном году необходимо более
серьезное внимание обратить на оценку
содержания дошкольного образования,? в
соответствии с современными представлениями о
психическом развитии детей дошкольного возраста
– соответствия уровня развития детей возрастным
ориентирам (память, внимание, мышление,
познавательная активность, коммуникативные
способности) по данным диагностики в ДОУ.

Образование детей старшего дошкольного
возраста на сегодня определено как приоритетное
направление. Процедура государственной
аккредитации дошкольных учреждений, которая
выявляет уровень и качество дошкольного
образования детей подготовительных групп к
школе в 2007-2008 учебном году, выявила ряд проблем в
качестве дошкольного образования:

1. Не обеспечивается полнота освоения детьми
подготовительных групп программного материала,
осознанность, прочность освоения программной
информации на учебных занятиях и составляет 68%.
ТАБЛИЦА № 2 (Анализ).

2. Администрации МДОУ№№ 103, 74, 58 рекомендовано
обеспечить результативность развития
воспитанников с повышенными способностями к
определенным разделам реализуемых « Программ»,
повысить уровень речевого развития
воспитанников.

3. Отмечается невысокий (54%) уровень
нравственно-социального развития детей.
Следовательно, по всем МДОУ стоит первоочередная
задача по нравственному и патриотическому
воспитанию детей, в первую очередь, на основе
активной коррекции поведения детей.

4. По итогам тестирования воспитателей в период
государственной аккредитации МДОУ выявлено, что
педагоги затрудняются варьировать содержание
обучения и воспитания в зависимости от задач
учебных занятий, игровой деятельности,
индивидуальных особенностей воспитанников.

Государственной политикой в сфере образования
подчеркивается, что уже в возрасте 3-6 лет
формируются такие ключевые для сегодняшнего
общества качества, как креативность, способность
к поиску знаний. Поэтому современная модель
образования предполагает высокие технологии
развития воображения, грамотности и других
базовых способностей детей. Использование этих
технологий требует высокой квалификации и
воспитателей детских садов.

Однако низкий уровень заработной платы и
невысокий социальный статус воспитателя не
делает эту профессию привлекательной для
молодежи.

Почти во всех детских садах района ведут
подготовку к школе учителя начальных классов по
учебным программам первого класса, как на базе
школ, так и в детских садах. Учат детей письму,
счету, чтению, тому, что они должны будут
осваивать в первом классе. И это не ошибка, это
безграмотность. Возникает вопрос, как учителя
начальных классов в рамках преемственности,
помогают воспитателям детских садов, учитывая
психологические особенности каждого ребенка
развивать произвольное внимание, память, навыки
общения, умение наблюдать у будущих
первоклассников с помощью специальных игр и
упражнений.

Развитие дошкольного образования идет по пути
усиления его вариативности, расширения ?
образовательных услуг и социального
партнерства. Увеличивается количество
дошкольных учреждений, работающих по
современным общеобразовательным программам, из
17 дошкольных образовательных учреждений 7
учреждений реализуют программы нового
поколения. ?

Большое значение для развития дошкольников
имеет организация системы дополнительного
образования в ДОУ, которая способна обеспечить
переход от интересов детей к развитию их
способностей, которая расширяет и обогащает
программу ДОУ.

Прекрасная материально-техническая база МДОУ
№№ 113, 98, 89, 103, 106, 105, 35, 45, 68, где уникальная
предметно-развивающая среда позволяет оказывать
малышам и их родителям максимальное количество
базовых и дополнительных образовательных услуг
с охватом 60%. Общий охват по району составляет 36%
воспитанников. Разработанные образовательные
программы по дополнительному образованию
отличаются не только вариативностью содержания,
но и разнопрофильностью направлений
деятельности.

Мы надеемся, что эти детские сады станут
методическими центрами по распространению
передового педагогического опыта, оформленного
в методических рекомендациях, учебных
программах. Более того,? вариативность ?
дошкольного образования предоставила
возможность воспитателям составлять
собственные? образовательные проекты, авторские
программы, основанные на лучших традициях и на
наиболее интересном и приемлемом педагогическом
? опыте. Стоит отметить интересный опыт работы
детских садов в этом направлении. Педагоги
данных детских садов – постоянные участники
республиканских образовательных выставок,
конкурсов. Уже сегодня результаты завоевывают
заслуженные звания и награды.

ТАБЛИЦА № 3. Достижения.

Достижения муниципальных дошкольных
образовательных учреждений

Эжвинского района МО ГО Сыктывкар

за 2007-2008учебный год

1. По результатам республиканского конкурса «
Организация сетевого взаимодействия и
социального партнерства в муниципальном
образовательном пространстве»
опорно-методическая площадка детского сада№98
признана победителем в номинации
опорно-методические площадки КРИРО и ПК, а на ??
республиканской выставке «Школа -2008» стала
победителем конкурса « Инноватика в
образовании» и получила Грант победителя.??

2. По результатам республиканского конкурса «
Лучший детский сад 2008 года» детский сад №68? занял
2 место, победителем в номинации? Здоровый
малыш» признан детский сад№58 присмотра и
оздоровления с приоритетным осуществлением
санитарно гигиенических, профилактических
оздоровительных мероприятий и процедур ».

3. МДОУ района – победители в республиканской ?
выставке «Школа – 2008»: из 27 представленных на
Республиканскую выставку методических
материалов 66,6% – 18 методических материалов
дошкольных учреждений Эжвинского района.

МДОУ № 98 «Центр развития ребенка – детский сад»
– I место победитель республиканского конкурса
«Инноватика в образовании ».

МДОУ № 98 «Центр развития ребенка – детский сад»,
МДОУ № 45, 105 «Детский сад общеразвиваюшего вида» –
Дипломы