Рассмотреть звезду и зажечь ее!

К победам воспитанников школьного театра
эжвинской школы №34 на различных конкурсах в
районе уже привыкли. Этих детей отличает не
только профессионализм, с которым они зани­маются
творчеством, но и удивительная любовь к своему
делу. Однако призовые места, завое­ванные на
прошедшем в дни зимних школьных каникул в Санкт-Петербурге
международном конкурсе, для многих стали
неожиданным и приятным сюрпризом.

Когда в самом конце прошлого года руководи­телю
театральной студии Валерию Грекову пришло
именное приглашение на конкурс-фестиваль «Сия­ние
звезд», удивлению не было предела. Откуда бы
организаторы столь мас­штабного конкурса могли
знать о школьном театре? Ответ вскоре нашелся:
блистательное выступле­ние учеников Грекова в
знаменитых на всю стра­ну ежегодных конкурсах «Мой
Пушкин» в Пушкиногорье произвело неизгла­димое
впечатление на жюри. Тогда в декламаци­ях
классических произве­дений ребята завоевали
второе и третье места. К слову, первый приз нико­му
не присудили, поэто­му эжвинцы стали лучши­ми.

Участвовать в подобных конкурсах – большая
честь, но и не меньшая от­ветственность. В этом
году о желании участво­вать в культурном состяза­нии
заявили 58 регионов нашей страны, а также Германия,
Латвия, Литва, Армения и Казахстан. Раздумывать
долго не стали: по словам Валерия Изъяновича, его
ребята давно выросли из район­ных выступлений.
Благо, и репертуар был готов, и решимости – хоть
отбав­ляй. Оформили заявки на участие,
заручились под­держкой властей района. К слову,
только заявка на одного конкурсанта стоила около
семи тысяч рублей, плюс к этому трехдневное
проживание в гостинице.

Валерий Греков не стал делать ставки только
лишь на своих воспитанников. По регулярно
проводимым в Эжве конкурсам чтецов он отлично
знал талантливых школь­ников. В итоге на конкурс
поехала лицеистка шес­того класса Александра
Иванова, третьеклассни­ца 34-й школы Дарина
Анурьева и Иван Токма­ков. Правда, пришлось пойти
на небольшую хит­рость. По правилам кон­курса,
участвовать в нем могут только учащиеся школ. А
Иван, много лет отдавший театральной студии 34-й
школы, ее как раз только закончил. Его-то, уже
новоиспеченного студента колледжа ис­кусств, и
провели как одиннадцатиклассника. Такой ход, по
мнению Гре­кова, вполне оправдан, ведь тот талант,
которым, несомненно, обладает Иван Токмаков,
развился именно в стенах школы.

Примечательно и то, что эжвинские ребята состя­зались
в редкой номинации – художественное сло­во.
Выступая в этом на­правлении, недостаточно
просто с правильной чет­кой дикцией и корректно
интонационно оформлено прочитать стихотворе­ние
или прозаический отрывок. «Я учу своих ребят жить
произведением, чув­ствовать его, понимать не
умом, а сердцем», – гово­рит Валерий Изъянович.
Все трое представили на суд международного жюри
произведения русской и зарубежной классики. Во­обще,
классические про­изведения – приоритетное
направление и традиция школьного театра.

Юная Дарина Анурьева читала произведение Ва­силия
Шукшина «Мой зять украл корзину дров». Не­привычный
симбиоз тра­гичности слов и произно­сивших их
детских уст взволновал членов жюри. В течение
пяти минут Дарина сумела не просто рас­сказать
историю, но и пе­редать чувства. Второе ее
выступление – стихотворе­ние эжвинского поэта Ев­гения
Суворова «Расскажи мне, дед Максим, расска­жи» –
вызвало не меньший восторг.

«С моими ребятами судьба чуть было не сыг­рала
злую шутку, – расска­зал Валерий Греков. – В
основном мы работаем с произведениями военной
тематики, так как преуспе­ваем в понимании этой
темы. На этом же конкур­се я не учел того, что в
жюри, кроме наших сооте­чественников, входили
как немцы, так и поляки, ли­товцы. А их видение
воен­ных лет в корне отличает­ся от нашего. Мне
сдела­ли серьезное замечание по репертуару,
причем в присутствии детей. Жюри выразило
откровенное не­довольство нашей смелостью. Но,
видимо, талант ничем нельзя перечерк­нуть».

Пример тому – слезы всех без исключения су­дей,
когда вжившийся в образ Иван читал «Лагерь на
Майданнике» Бориса Горбатого. Сцена, в кото­рой
немецкий офицер раз­рывал на куски четырех­летнего
ребенка, многих заставила вскочить с мест и
разрыдаться, прося ос­тановить выступление.
Более спокойные стихот­ворное и прозаическое вы­ступления
Саши Ивановой были посвящены театру.

К сожалению, в составе жюри не было ни одного
актера, а значит, некому было в полной мере оце­нить
ребят с профессио­нальной точки зрения:
сценическую постановку речи, пластику движений,
мимику – то есть все то, что все трое оттачивают
день ото дня. Это не един­ственный недостаток со­стязания,
подмеченный конкурсантами. В числе прочих «огрехов»
– неувяз­ки с расписанием, пренеб­режение
выделенным рег­ламентом, отсутствие четкого
распределения детей по номинациям, вследствие
чего группы здорово отличались чис­ленностью. Но
и даже то, что нашим ребятам вмес­то диплома в
номинации «Художественное слово» выдали диплом
за победу в номинации «Музыкаль­но-поэтический
театр» не испортило настроение. Домой ребята
везли три кубка: Саша и Иван – за первое место,
Дарина – за третье.

По итогам конкурса жюри отбирало ребят для
участия в престижных международных
телевизионных шоу в Германии и Италии. К
сожалению, эж­винские ребята в их число не вошли.
Как отмечает Валерий Греков, сегодня большее
предпочтение отдается музыкальным, танцевальным
коллекти­вам, которые могут доста­точно быстро
сделать красочные шоу и рассчи­таны на широкий
круг зри­телей. Жанр же художе­ственного слова
медлен­но умирает. Его престиж падает. Причем не
только в детской самодеятель­ности, но и среди
взрос­лых.

Однако, несмотря на многие сложности, дра­матургия
слова, художе­ственно-сценическая речь
продолжают жить в Эжве. Во многом это зас­луга
самих ребят и их ру­ководителя Валерия Изъя­новича
Грекова, который умеет рассмотреть «звез­дочек»,
зажечь их талант. Они сумели доказать и самим
себе, и всем ос­тальным в районе, вклю­чая власти,
что школьный театр – дело нужное и важное. Так,
благодаря их плодотворному сотрудни­честву с
Эжвинской адми­нистрацией, оказываю­щей
финансовую поддер­жку, с театральными объе­динениями,
театром дра­мы им. Савина, не только ширится
репертуар, но и технически оснащается сама
студия. Сегодня у детей, заинтересованных в
развитии своихтворчес­ких способностей, в рас­поряжении
– прекрасный педагог, технически обус­троенный
зал, театраль­ная гостиная в 34-ой шко­ле. Но
главное, у них есть, талант.

Александра АРТЕЕВА, "Огни Вычегды".