О настоящем Эжвы

На последнее в минувшем году
заседание совета МО «Город Сыктывкар»,
состоявшееся 29 декабря в мэрии столицы Коми,
многие возлагали большие надежды. Наверняка
большую часть из «многих» особо неравнодушных
составляли эжвинцы. Заботливый интерес к
заседаниям избранные народом депутаты и
руководство города искусно нагнетали в течение
года. В анналах истории их «искусство» уже
прописано как кризис власти Сыктывкара в 2005 г. «Прозаседавшиеся»
в борьбе за «престол» халатно и самодовольно
затянули решение множества жизненно важных для
города и его окрестностей (того, что с 2006 г. должно
называться городским округом) вопросов,
разрешение которых не терпело отлагательства.

Качество жизни горожан в 2006 году во
многом зависело от последнего в 2005-м заседания. В
числе первоочередных вопросов – принятие устава
муниципального округа, его бюджета на 2006 г. В
особом внимании нуждалась проблема
неэффективного управления коммунальным
хозяйством города, его упадочное состояние. В
приоритетных – вопрос, связанный с упразднением
внутригородского МО «Эжвинский район города
Сыктывкара».

Говорят, под Новый год что ни пожелается, все и
всегда… Однако чуда не свершилось, по крайней
мере для Эжвы. 2006 г. Эжва встретила в «подвешенном
состоянии» с правом жить по временному положению,
а Сыктывкар вошел в новый год без, пожалуй,
главного для муниципального образования
документа – устава.

На рассмотрении у депутатов находилось два
варианта устава, различие которых – в определении
статуса Эжвинского района, способе избрания
главы администрации округа. Согласно первому
варианту, опубликованному в прессе 19 декабря 2005 г.,
глава администрации Сыктывкарского городского
округа избирается всенародно. Администрация
Эжвинского района в этом варианте – структурное
подразделение сыктывкарской администрации,
руководителя подразделения должен назначать и
снимать с должности окружной глава.

По второму варианту документа, разработанному
на основании первого, но с учетом правок,
внесенных, якобы, в результате народных слушаний,
глава администрации округа и глава окружного
совета избирается из состава окружного совета,
то есть из числа избранных народом депутатов.
Глава принимается на работу по контракту.
Эжвинский район в этом варианте должен стать «иным
органом местного самоуправления» – управой, а
руководителя (главу) управы утверждает и
освобождает от должности окружной совет.

Чтобы один из проектов устава был принят,
необходимо, чтобы за него проголосовали не менее
17 депутатов – не менее двух третей голосов от
установленного количества депутатов Совета (которых
25). Первое же голосование выявило значительные
разногласия депутатов по проектам устава –
максимального количества голосов не получил ни
один из вариантов документа. «После драки»
пришло время «махать кулаками», в результате
чего народные избранники в едином порыве сошлись
во мнении, что необходимо переголосовать и
принять все-таки один из вариантов за основу, а
после доработать его до «правильного устава» в
ходе последующих заседаний. Повторное
голосование не изменило ситуацию – депутаты не
смогли выбрать вариант, который следовало бы
взять за основу. В результате за второй вариант
было отдано 15 голосов, пять народных избранников
ратовали за первый вариант устава.

Заметим, что с 1 января по федеральному закону
об общих принципах организации местного
самоуправления ликвидируются «матрешечные»
муниципальные образования. Это когда один
населенный пункт находится в границах другого.
Несмотря на борьбу руководства Эжвы за
самостоятельность, все закончилось тем, что с 1
января район должен был «влиться» в состав
созданного Сыктывкарского муниципального
округа, образование которого документально
должен был подтверждать устав, утверждение
которого – обязанность городского Совета. Притом
Эжвинский район в былом его определении
переставал существовать. Получилось так, что с 1
января район как самостоятельное муниципальное
образование ликвидирован, а то, куда он должен «влиться»,
– округ – не создан, устав-то не принят. В вопросе «Что
такое Эжва в первые дни 2006 г.?» – вся суть «подвешенного»
состояния района.

Чтобы не допустить в районе безвластия,
депутаты горсовета приняли временное положение,
которое регламентирует работу местной власти,
пока не будет принят устав округа. Положение
сохраняет в силе структуру местной
администрации, численность кадров.

На первом в 2006 г. заседании Совета города
депутаты должны были продолжить решать вопросы
по уставу округа и мероприятиям, связанным с
упразднением внутригородского муниципального
образования «Подвешенный» Эжвинский район
города Сыктывкара».

То, что не удалось проделать с уставом, удалось
предварительно сделать с бюджетом на 2006 г.
Главный финансовый документ был принят 29 декабря,
невзирая на заявления некоторых депутатов, что
он «сырой» и нуждается в серьезной доработке.
Внес сумятицу в дискуссию и Анатолий Чуткин,
заметив, что он с бюджетом ознакомлен и у него «не
сложилось полноценной картины». «Нет ясности», –
резюмировал чиновник.

Входить в новый финансовый год без главного
финансового документа, с точки зрения управления,
несомненно, неправильно. Но «политика не терпит
суеты» и депутаты готовы были бы еще поработать
над бюджетом на следующий год. Законодательство
допускает и такое развитие событий, в этом случае
ежемесячно, до принятия бюджета,
жизнедеятельность отраслей, живущих за счет
муниципального бюджета, финансируется в размере
1/12 от фактических затрат минувшего года, то есть
2005-го.

Однако с 1 января 2006 г. из-за реализации все той
же реформы местного самоуправления из числа
получателей средств муниципальной казны
автоматически исключается Эжвинский район
города Сыктывкара ввиду отсутствия с нового года
такой муниципальной единицы. Стало быть,
непринятие бюджета грозило бы Эжве отсутствием
финансирования в течение, как минимум, января.
Были депутаты, которые во имя «качественной
проработки бюджета» готовы были принести и такие
жертвы. Однако политика здравого смысла в рядах
депутатов возобладала, и по бюджету
проголосовали положительно: 17 «за», 2 «против»,
опять-таки договорившись при этом на первых же
заседаниях совета в 2006 г. как следует поработать
над финпланом округа.

Принятие решения по еще одному важному и «внеплановому»
вопросу – удовлетворение просьбы ныне экс-мэра
Сыктывкара Сергея Катунина об отставке –
проходило в русле устоявшихся традиций
заседания горсовета нынешнего созыва, то есть с
элементами «клоунады мозга».

Перед заседанием совета стало известно, что
Сергей Катунин написал заявление с просьбой
освободить его от занимаемой должности «главы МО
«Город Сыктывкар» и снять с него полномочия
депутата городского Совета. Свое решение он
аргументировал «ухудшающимся здоровьем и
рекомендациями лечащего врача».

Депутаты проявили рвение помочь захворавшему
мэру освободиться от бремени управления городом
и депутатства – поставили этот вопрос на
голосование первым и даже единогласно успели
удовлетворить просьбу мэра. Однако после
выяснили, что нет такой должности «Глава МО», а
есть «глава администрации МО», а стало быть,
уволить С.Катунина по его просьбе невозможно.
Более того, такое заявление мэра сочли
провокацией, ведь он неоднократно уже порывался
уйти со своего поста. Пришли к выводу, что ничто
не помешает главе администрации МО «Город
Сыктывкар» прийти на следующий день в свой
рабочий кабинет и заметить, что его уволили
неверно, так как он просил снять с него
полномочия «Главы МО», а уйти с поста главы
администрации он и не собирался вовсе.

Выяснить серьезность намерений С.Катунина
покинуть высокопоставленную должность
попросили исполняющего на тот момент
обязанности главы администрации Сыктывкара
Александра Эпштейна. Стремление депутатов
помочь поправить С.Катунину ухудшающееся
здоровье было столь сильно, что за то время, пока
«специально поставленный А.Эпштейном человек»
пытался вызвонить мэра, его (мэра) попытались
уволить за «неэффективное управление и низкое
качество услуг ЖКХ населению города».
Представление с таким «диагнозом» столичной
коммуналки в адрес совета направила городская
прокуратура после проведенного расследования. В
числе отмеченных недостатков:
неудовлетворительное состояние ЖКХ в 2005 г.;
принятие незаконных актов об утверждении уровня
оплаты ЖКУ, оказываемых населению; критическое
состояние по обеспечению котельных мазутом;
невыполнение графика модернизации и замены
лифтового оборудования. Однако оказалось, что
уволить мэра, во многом виновного в упадке
коммунального хозяйства города, нельзя. Ситуацию
разрешил сам С.Катунин, который вышел на контакт
и заметил, что неправильно написанная в
заявлении должность не что иное как описка,
смысла бумаги не меняющая.

После этого мэр незамедлительно был отправлен
депутатами в отставку.

Вместо ушедшего в отставку Сергея Катунина
исполнять обязанности главы администрации
Сыктывкара избрали Анатолия Чуткина.

На должность и.о. предлагались также
кандидатуры А.Эпштейна и депутата Николая
Сосновского (генеральный директор Эжвинского
МУП «Жилкомхоз»).

В благодарственной речи А.Чуткин отметил, что
перемены в кадровом составе администрации
города и депутатском корпусе горсовета – это
выход из кризиса власти Сыктывкара, а то, что это
случилось в конце «кризисного» года, – символично.

Его бы слова да Богу в уши!

Игорь ЦИВИЛЕВ, "Огни Вычегды"